История

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

 

 

   В царской России не было авиационной промышленности. Для военных целей закупались самолёты иностранных фирм. После 1917 года отношение к авиации меняется. Сначала организуется ремонт авиационной техники, готовятся кадры авиационных специалистов. Авиационные учёные, инженеры привлекаются к разработке конструкций отечественных аэропланов.

   Обществом «ДОБРОЛЁТ» издавалась популярная литература, где приводилось описание конструкций самолётов, планеров. Проводились показательные полёты. Первым начал осваивать сибирские трассы с 1925 года Семён Яковлевич Корф. Самыми трудными трассами были Иркутск-Бодайбо, Иркутск-Якутск.

    Показательные полёты были и в Бодайбо. Для этого в 1926 году на барже был привезён небольшой двухместный самолёт. Взлётно-посадочную площадку выбрали на северо-западной окраине города, на склоне горы. После окончательной сборки лётчик Суходольский взлетает, делает несколько кругов и садится. Несколько раз самолёт взлетает и садится с желающими прокатиться, а на следующий день улетает на прийск Апрельский.

    7 июня 1928 года самолёт «Моссовет» с лётчиком Дамченко, бортмехаником Винниковым и руководителем полёта Корфом взяли курс на Север. 54 дня потребовалось авиаторам, чтобы подготовить воздушные авиалинии Иркутск-Бодайбо, Иркутск-Якутск к открытию на них регулярных полётов. На Ангаре, Лене, Витиме появились первые гидропорты.

    23 июня 1928года самолёт прибыл в Бодайбо. В августе 1928года состоялось официальное открытие воздушной авиалинии Иркутск-Бодайбо. Первый почтово-пассажирский рейс выполнялся с 10 по 13 августа, время полёта составило 13часов 15минут. За летнюю навигацию было выполнено 4 рейса.

    Перед управлением Сибирских воздушных линий встала задача организации регулярных рейсов не только летом, но и зимой. На р.Витим стали готовить на льду взлётно-посадочную полосу.

    16 января1929года пилот Кальвиц с бортмехаником Савиным выполнили зимний перелёт Иркутск-Бодайбо-Иркутск. Этот полёт длился 27 дней. Самолёт был трёхместный, с необогреваемой кабиной, мотор с водяным охлаждением, имел скорость 135км/ч. Этим полётом была открыта воздушная трасса зимой.

    В начале 30-х гг. стали прилетать гидропланы лодки. Они в количестве 3штук были приобретены «Лензолото». С весны 1935года началось строительство. В Бодайбо гидропорт располагался на левом берегу р.Витим. позднее на правом берегу стали устанавливаться деревянные площадки, к которым подплывали гидросамолёты и закреплялись.

    Для регулярных рейсов летом и зимой требовался сухопутный аэродром. Приказам №108 от 22 мая 1938года управляющего трестом «Лензолото», для производства топографических работ по сьёмке площадки сухопутного аэродрома были выделены топограф и сьёмщик. Значительная часть земли была отторгнута от совхоза. В строительстве аэродрома в восточной части города принимали участие коллективы предприятий города. Ленская гидролиния просуществовала до 1943года.

   В 1944году была введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса для полётов. Воздушный транспорт стал для жителей Бодайбинского района повседневным, привычным средством передвижения.

    В апреле 1962года приказом по управлению была создана отдельная Бодайбинская авиаэскадрилия. Первым её командиром был назначен Григорий Никитович Славчик.

В июне 1964года командиром авиаотряда назначается Иван Демидович Петренко. В это время предприятие начинает интенсивно развиваться. Строится штаб отряда, пилотская, автобаза, здание АТБ. В 1964г. аэропорт стал принимать самолёты Ил-12. Киренским  авиапредприятием были переданы первые самолёты Ан-2, вертолёты Ми-1, Ми-4. бодайбинские пилоты стали обслуживать самые отдалённые и труднодоступные районы, прийски и посёлки – Светлый, Хомолхо, Перевоз, Бульбухта и другие.

    В 1975году получены первые два Ми-8, это был период расцвета предприятия.

 Конец 80-х, начало 90-х годов проводятся работы по переучиванию лётного состава на самолёты Ан-24Т которые приобрело обьединение «Лензолото» в количестве 2 –х штук, а также на самолёты Ан-26.  Были  установлены прямые пассажирские рейсы по маршруту Бодайбо-Иркутск-Бодайбо, чартерные до г. Новосибирска. За годы своей деятельности, Бодайбинское авиапредприятие накопило большой опыт лётной работы в сложных северных условиях. Состояние материальной базы и техническое оснащение предприятия, а также высокий уровень знаний лётного и технического состава, позволял авиапредприятию выполнять работы высокой сложности и большого обьёма.  Но конец 90-х характерен сокращением работ, предприятие испытывает трудности с заказами, начинается сокращение лётного и личного состава. В конечном итоге в 2002году Государственное Бодайбинское авиапредприятие пройдя процедуру банкротства было преобразовано в Бодайбинское авиапредприятие ЗАО «Ленсиб»под руководством генерального директора Н.Ф.Слепнёва и исполнительного директора В.В.Грачева. На сегодняшний день численность авиапредприятия составляет менее 100 человек. Коллектив в полном обьёме справляется с поставленными перед ним задачами. Аэропорт Бодайбо имеет необходимые лицензии, сертификаты в том числе и комплексный, необходимые для осуществления аэропортовой деятельности. Один из немногих местных аэродромов имеет светосистему, что безусловно повышает регулярность и безопасность полётов. Не многие  знают, что на воздушных трассах Иркутской области летают два самолёта Ан-26, один Ан-24 и два вертолёта Ми-8 принадлежащие ЗАО «Ленсиб» и находящиеся в аренде у разных авиакомпаний, лётную годность которым поддерживает инженерно-технический состав Бодайбинского авиапредприятия.